🗣Каждый может быть понят: 5 правил общения с неговорящим ребёнком

Как общаться с человеком, который не может говорить? И это не годовалый малыш, а подросток или взрослый — со своими желаниями, стремлениями, вкусами?

Проблемы с речью бывают разными: у кого-то она просто невнятная, кто-то утрачивает её в результате травмы, а кто-то рождается с тяжелыми нарушениями, из-за которых речь отсутствует вообще. Сколько проблем — столько и решений, ведь есть множество способов общаться без слов.

Человек может выразить мысль или эмоцию мимикой, жестами, взглядом, движениями, рисунками, карточками, письмом – всё это альтернативные и дополнительные средства коммуникации (АДК). Благодаря такому многообразию способов общаться могут даже те, кто не может говорить.

А ещё АДК — это область знаний про средства общения и методики коммуникации для людей с различными речевыми нарушениями. Специалисты АДК помогают успешно вовлечь детей с речевыми нарушениями в социальное взаимодействие и преодолеть ограничения в общении.

Анна Медведева, руководитель направления АДК в центре социальной реабилитации «Под крылом», рассказывает о 5 правилах общения с детьми, которым недоступна речь (эти правила прекрасно работают и со взрослыми😊).

✅Говорите медленно и четко:

· Формулируйте и произносите фразы чётко и понятно.
· Используйте простые и понятные слова.

✅Делайте паузы после своих слов, чтобы дать ребенку возможность осмыслить информацию и ответить доступным ему способом — жестом, мимикой, взглядом и т.д. Вопрос не должен заранее содержать ответ.

✅Перед началом разговора, убедитесь, что ребенок вас слушает:

· Осторожно прикоснитесь к его руке или плечу.
· Убедитесь, что его внимание сосредоточено на вас и он не занят другим делом.

✅Обращайтесь к ребенку по имени:

· Выберите 1-2 привычных варианта, например, Нина, Ниночка.

✅Постарайтесь, чтобы ребенок видел ваше лицо и глаза:

· Опуститесь на уровень глаз ребёнка.
· Займите удобное положение, чтобы ребёнку было комфортно смотреть на вас.