Как общаться с человеком, который не может говорить? И это не годовалый малыш, а подросток или взрослый — со своими желаниями, стремлениями, вкусами?
Проблемы с речью бывают разными: у кого-то она просто невнятная, кто-то утрачивает её в результате травмы, а кто-то рождается с тяжелыми нарушениями, из-за которых речь отсутствует вообще. Сколько проблем — столько и решений, ведь есть множество способов общаться без слов.
Человек может выразить мысль или эмоцию мимикой, жестами, взглядом, движениями, рисунками, карточками, письмом – всё это альтернативные и дополнительные средства коммуникации (АДК). Благодаря такому многообразию способов общаться могут даже те, кто не может говорить.
А ещё АДК — это область знаний про средства общения и методики коммуникации для людей с различными речевыми нарушениями. Специалисты АДК помогают успешно вовлечь детей с речевыми нарушениями в социальное взаимодействие и преодолеть ограничения в общении.
Анна Медведева, руководитель направления АДК в центре социальной реабилитации «Под крылом», рассказывает о 5 правилах общения с детьми, которым недоступна речь (эти правила прекрасно работают и со взрослыми😊).
✅Говорите медленно и четко:
· Формулируйте и произносите фразы чётко и понятно.
· Используйте простые и понятные слова.
✅Делайте паузы после своих слов, чтобы дать ребенку возможность осмыслить информацию и ответить доступным ему способом — жестом, мимикой, взглядом и т.д. Вопрос не должен заранее содержать ответ.
✅Перед началом разговора, убедитесь, что ребенок вас слушает:
· Осторожно прикоснитесь к его руке или плечу.
· Убедитесь, что его внимание сосредоточено на вас и он не занят другим делом.
✅Обращайтесь к ребенку по имени:
· Выберите 1-2 привычных варианта, например, Нина, Ниночка.
✅Постарайтесь, чтобы ребенок видел ваше лицо и глаза:
· Опуститесь на уровень глаз ребёнка.
· Займите удобное положение, чтобы ребёнку было комфортно смотреть на вас.