Как отвечать на грубые комментарии о поведении ребенка?

Дети с дополнительными потребностями и их семьи часто оказываются в неприятных ситуациях, связанных с реакциями посторонних людей. 

Конечно, за последние годы ситуация улучшилась, и общество стало более информированным, но незнакомые люди все еще могут быть грубыми, бесчувственными или просто невежественными. 

Всех родителей объединяет желание защитить ребенка, но у родителей детей с дополнительными потребностями стремление защитить может быть гораздо сильнее. Неприятная коммуникация с незнакомцами может стать серьезной психологической нагрузкой, и вызвать сильный стресс у родителей и детей.

Прежде чем принять решение о том, как ответить на грубый или неуместный комментарий по поводу ребенка, попробуйте провести оценку ситуации, используя подход «пять вопросов»: ответить на пять простых вопросов о ситуации – что, кто, где, когда и почему.  Цель этого в том, чтобы прежде чем оказаться эмоционально вовлеченными в свою реакцию, сделать паузу и разобраться, с чем именно вы имеете дело. Это поможет вам сохранить контроль над происходящим и рациональность.

Вопросы и пояснения – на карточках. 

Что. Что именно вам сказали? Когда исследователи изучали, как социальные предрассудки влияют на семьи детей с аутизмом, они обнаружили, что чаще всего родители испытывали стресс, когда на их ребенка пристально смотрели или шептались, прямо и косвенно спрашивая: «Что с ним не так?».

Если вы однозначно определите и назовете для себя, что конкретно в реакциях другого человека вам не понравилось, вам будет проще реагировать.

Кто. Постарайтесь подумать о том, с кем вы говорите. Это взрослый или другой ребенок? Вам кажется, что этот человек способен выслушать вас и пересмотреть собственные взгляды? В каком эмоциональном состоянии он находится? Сохраняйте твердость и думайте, в первую очередь, об интересах вашего ребенка. Чем больше вы сможете понять про другого человека, тем успешнее будет ваша коммуникация с ним.

Когда. Вы куда-то торопитесь, или просто гуляете в выходной день? Вы располагаете временем, чтобы поговорить с другим человеком по поводу его комментариев? Важно ответить на эти вопросы, прежде чем решить, как реагировать.

Где. Учитывайте физическое окружение. Вы в парке или на оживленной станции метро? Обратите внимание, кто рядом с вами: неподалеку есть ваши знакомые, другие родители или вы окружены недружелюбно настроенными незнакомцами? Есть ли рядом кто-то, кто понимает вашу ситуацию, у вас есть свидетели того, что произошло? Человек все еще смотрит на вас, и реалистично ли привлечь его внимание, чтобы объяснить ситуацию?

Почему. Очень важно постараться понять мотивацию и намерения человека. Он специально пытается нагрубить или просто не понимает, как эти слова могут повлиять на вас и ребенка? Он пытается вас в чем-то обвинить и считает себя лучше вас по какой-то причине? Он руководствуется какими-то религиозными, культурными идеями или предрассудками? Другими словами, это может быть человек, который никогда не сталкивался с детьми с особенностями и не понимает, о чем говорит, или же, наоборот, это врач, который уверен, что все об этом знает и считает себя вправе комментировать поведение чужого ребенка. 

Надеемся, что этот подход поможет вам более осознанно подойти к таким неприятным случаям и распознать моменты, подходящие для обучения других, не забывая об интересах самого ребенка.

По материалам Stages Learning Materials