Жизнь человека с нарушениями должна быть максимально приближена к жизни обычного человека. Для этого даже существует термин «нормализация». Это не означает, что человек с нарушениями должен стать «нормальным», то есть человеком без нарушений. Концепция подразумевает, что нормальной (такой же, как у других членов общества) должна быть жизнь человека.

Что это означает? Возможность расти в доме своих родителей, получать помощь для развития навыков и формирования личности, ходить в обычную школу, даже если для обучения необходима поддержка и специальные условия, в определенный момент начать жить отдельно от родителей, вступать в партнерства, жить с друзьями, создавать семью, принимать все больше и больше самостоятельных решений.

Любой ребенок с нарушениями развития во многом зависит от взрослого. Именно взрослый интерпретирует его желания, коммуникативные сигналы и помогает действовать. Однако при этом ребенок не учится регулировать свои эмоции, распознавать желания, реагировать на изменения в среде, самостоятельно выбирать, чего хочется больше, а чего меньше. Как же помочь малышу быть более независимым?

Во-первых, нужно использовать различные устройства и технические средства реабилитации (ТСР) — так ребенок сможет обойтись без рук взрослого и почувствует себя физически независимым от близких. Так взрослый сможет стать партнером по игре, переместиться так, чтобы быть напротив ребенка — так легче взаимодействовать, играть и понимать друг друга. А ребенок будет постепенно учится делать выбор и действовать самостоятельно.

Вторая идея — сделать для ребенка «видимым», «заметным» и имеющим значение расписание дня. В этом помогут картинки, которые обозначают важные режимные моменты: еду, прогулку, игру, сон, приход папы с работы и время мультиков. Это важное начало для того, чтобы освоить смысл понятий «сейчас» и «потом». Постепенно можно будет перейти к более абстрактным способам распознавания времени и регулирования расписания.

Еще одна необходимая стратегия, которая подготовит ребенка к самостоятельности, — давать ему выбор везде, где это возможно. «Что ты хочешь: это или это?» — очень важный элемент осознания собственной значимости и способности решать что-то в повседневной жизни.

Описанные здесь приемы — это лишь первые шаги на пути к готовности ребенка самостоятельно себя занимать, структурировать режим дня и свободное время. Никто не знает, насколько преуспеет в этом каждый конкретный ребенок, но без первых шагов и обучающей поддержки самостоятельности точно не достигнешь.
Маленькие шаги и небольшие изменения — надежный путь ко всё большей и большей независимости и включенности.