«Я хочу в школу! Я соскучилась по своим друзьям!»

В нашей стране живет примерно 1,5 млн. детей с особыми образовательными потребностями. Большая часть из них находится на домашнем обучении и в коррекционных классах, что только способствует социальной изоляции.

Самой эффективной моделью инклюзивного образования является «ресурсный класс». Основная цель модели — создание комфортных образовательных условий для любого ученика, чтобы он мог включиться в школьную жизнь в своем индивидуальном темпе и обучаться в среде с наименьшими ограничениями.

Сегодня прошли выпускные у ребят из ресурсных классов, которые уже несколько лет работают в том числе поддержке нашего фонда. Вот что написала Светлана, мама Ани:

«Сегодня у Ани был выпускной.
Я помню как мы начинали. 1 сентября мои племянники, одногодки Ани, пошли в первый класс, я увидела радостные семейные фото и заплакала. Потому что Аня в школу 1 сентября 2016 не пошла. Некуда было идти. А 2 сентября мне позвонили и сказали «Есть место в ресурсном классе. Не хотите?»
«ХОТИМ! Ещё как хотим!» — прошептала я, не веря своему счастью.
13 сентября 2016 года Аня пошла в школу. Для нас это оказалось счастливым числом.
18 мая 2022 года Аня закончила обучение в начальной общеобразовательной школе.

Меня сегодня не было на выпускном. Я испугалась. Не нашла в себе силы.
Последнее время, на фоне пубертата, поведение Ани настолько бывает тяжелое, особенно если я рядом, что я не решилась испортить праздник. Очень хотела, но не пошла. И вот о чем подумала: если бы Аня училась в коррекционной школе, я бы смогла пойти. Ее поведение, если бы оно случилось, мало кого удивило бы и испугало, я бы не чувствовала себя белой вороной, некомфортно, я была бы в кругу «своих».
А в инклюзивной общеобразовательной школе, я, особенная мама особенного ребёнка, чувствую себя, если не виноватой, то причиняющей неудобства.
И это не из-за окружающих! У нас потрясающие учителя, родители, дети — абсолютно принимающие и поддерживающие нас все эти шесть лет.
Это мои внутренние, накопившиеся комплексы, усталость, чувство вины. И травма. По себе знаю, насколько мы, родители детей с аутизмом, травмированы. И от этого хочется помогать ещё больше.

Пожалела ли я, что не пошла на выпускной? Ни разу! Ведь это равносильно спросить: пожалела ли я, что Аня учится в инклюзивной школе, а не в коррекционной?
Ни разу! Было ли нам тяжело эти шесть лет? Было! Очень! Инклюзия — это большая работа ВСЕХ участников процесса и родителя в первую очередь.
Было ли нам хорошо эти шесть лет? Много много раз! Особенно когда Аня сказала как-то утром «Я хочу в школу! Я соскучилась по своим друзьям!»

И вот я что ещё думаю, когда одноклассники Ани вырастут, и если им встретиться на пути особенный человек им будет проще, чем мне сейчас. Потому что они будут эту «особость» воспринимать как норму. И выросшей Ане, будет тоже легче рядом с ними!

Это становится возможным благодаря людям, которые своими руками строят новое инклюзивное общество»

Фонд «ГАЛЧОНОК» поддерживает 6 школ в Москве и Московской области, которые работают по модели «ресурсный класс». Прямо сейчас в этих школах продолжают обучение 68 учеников с особенностями.